Неизвестные дизайнеры культовых объектов СССР

Текст: Сергей Хельмянов
Опубликовано в журнале «Проектор» № 4(17) 2011.

Семейство автомобилей БЕЛАЗ Дизайнер В. Кобылинский. 1950-е гг.

Ходовой прототип микроавтобуса УАЗ Дизайнер В. Арямов. 1956—1957

Трактор Т-700 «Кировец» Дизайнеры: В.А. Пахомов, В.А. Сурина, Т.С. Самойлова. 1969

Лиаз-677 («Луноход») Дизайнер М. Демидовцев. 1962

Трамвай ЛМ-57 Дизайнеры В. Витман и С. Соломонов 1958

Впервые в мире… Впервые в стране… Неужели все решает время? Если говорить о промышленном дизайне, значение «первого» велико, но изрядно преувеличено. Значение профессии — в массовости и в массовой доступности ее продуктов. Улучшить функционально, технологически, эстетически и донести совершенный продукт до каждого столь же важно, сколь создать нечто впервые. Эволюционное совершенствование — такая же важная часть профессии, как и поиск революционно новых решений. Многие культовые дизайн-объекты вполне тривиальны с точки зрения конструкции или функции. Но появились они в свое время. Историческое значение «первого» бесспорно, но дизайн-продукт потребитель ценит не за это.

А за что? За техническое совершенство? А возможно, за соответствие культуре, общественным настроениям и глубоко личным надеждам, связанным с этим временем. Американские автомобили космической эры сами готовы выйти на орбиту! А вспомните советские дизайн-продукты конца 1950-х — начала 1960-х. Даже самый приземленный городской трамвай ЛМ-57 дышит новой культурой новой эпохи. Дизайн этого трамвая создан в 1957 году во 2-й мастерской «Ленпроекта» под руководством И.А. Вакса и Л.С. Катонина дизайнерами В. Витманом и С. Соломоновым — выпускниками отделения обработки металла факультета скульптуры ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (так назывался тогда дизайн). А Вакс и Катонин эту кафедру тогда возглавляли.

Безымянные дизайнеры культовых объектов СССР

Культура времени

Существует теория, что культура развивается во времени по спирали: половина каждого оборота экстравертна и поэтому оставляет след в истории, вторая половина интровертна и проходит незаметно. Для советской/российской культуры 1960-е годы — это первые пол-оборота. Тогда мы смотрели во вне, в мир, а особенно внимательно — в космос!

Тогда космическим было все. Если пылесос, то «Ракета», если магнитофон, то «Комета». И дело не в спущенных сверху директивах. Даже обычный городской автобус ЛиАЗ-677 носил народное прозвище «Луноход». Выглядел он тогда, как отпечаток эстетики лучезарного времени. Дизайнер этого автобуса, как и многих других в СССР, выпускник ЛВХПУ Марк Демидовцев создал поистине эстетичный и передовой продукт. Вы удивитесь, но на одном из прототипов 1962 года двери были двустворчатыми и повторяли пластику борта (как на современных автобусах), а не плоскими и складными как на серийном ЛиАЗе.

Русская культура — культура состояния, а не действия. Создав хороший продукт, мы успокаиваемся в надежде, что он будет служить нам вечно, и не замечаем, как время изменилось, а продукт безбожно устарел. История ЛиАЗа-677 тому подтверждение. В 1970-х эпоха экстравертности закончилась, наша культура погрузилась в себя, стремления и надежды поугасли… И стильный «Луноход» превратился в потрепанный и латаный «Скотовоз».

И вот новый виток, новая экстравертная эпоха, новая космическая эра. Восьмидесятые годы. СССР готовится к запуску орбитальной станции следующего поколения. На подходе многоразовый челнок «Буран». Космос для нас становится все в большей степени обитаемым. И дизайн играет в этом процессе немалую роль. В научно-исследовательском секторе ЛВХПУ группа дизайнеров — преподавателей и студентов факультета «Промышленное искусство» разрабатывают комплексы инструментов для работы космонавтов внутри обитаемых аппаратов и в открытом космосе. Кроме инструментов реализуются рабочие посты и ремонтные блоки для станции «Мир», наземного центра управления полетом, рабочее место космонавта в грузовом отсеке «Бурана». И айдентика новой космической эры — дело рук дизайнеров из «Мухи». Группа работала начиная с 1982 года целое десятилетие. Ее костяк составили выдающиеся дизайнеры: Ю.Р. Кайналайнен, В.К. Стрельцова, Э.А. Субботская, В.А. Сурина, В.В. Чернов, Н.Г. Якуничев. Руководил группой С.Г. Данилов, а ответственным исполнителем (шефом-дизайнером и дизайн-директором в одном лице) был А.А. Никитин.

 

Скорость времени

Время относительно. Все замечают, что бег времени ускоряется. Человечество все активнее перемещается и жаждет делать это еще быстрее. Ту-144 и «Конкорд», как и всякий революционный продукт нашей эпохи, были полигоном для дизайнерских идей и исканий. Сама скорость требовала иных решений. Например, традиционно приклеенные к полу пассажирского салона ковровые дорожки в Ту-144 лопались, потому что самолет из-за нагрева корпуса при сверхзвуковых скоростях увеличивался в длину на 25 сантиметров! И если в советском Ту сервис сверхзвуковой эпохи демонстрировали каспийская икра и армянский коньяк, то в «Конкорде» — стиль и дизайн by  Raymond Loewy. Основоположник стайлинга создавал интерьеры и предметы обслуживания пассажиров для «Конкорда».

И тем не менее пассажирские сверхзвуковые самолеты отжили свое и до их реинкарнации дело дойдет, видимо, не скоро. Тогда же, в 1960-х, в мире и в СССР формировались идеи скоростных железных дорог. Специальное художественно-конструкторское бюро при рижском филиале ВНИИТЭ разрабатывает в 1964 году концептуальный дизайн скоростного электропоезда ЭР-200. Дизайнер — выпускник ЛВХПУ С. Мирзоян. Только через десять лет бюро художественного конструирования Рижского вагонного завода (художник-конструктор И.Ф. Канберг) создало проект, который стал знаковым для советских железных дорог. Но и в 1974-м время его еще не пришло. Еще 10 лет ЭР-200 шел к своему потребителю. При таких темпах жизни зачем вообще скоростные поезда?

Тем не менее время берет свое. Например, «Нива» ВАЗ-2121 шла к конвейеру семь лет, а «Нива» второго поколения — уже четыре года. Как и дизайн «Нивы», стиль Chevy «Niva» создал руководитель (в то время) одного из двух отделов дизайна НТЦ АвтоВАЗа  Валерий Семушкин — выпускник «Мухи». Должность руководителя съедала все время. Поэтому над проектом «Niva» Валерий Павлович работал после того, как сотрудники мастерской расходились по домам. Как говорит он сам: «Инструмент в руки — и к макету».

 

Этика времени

По теории В. Лефевра все культуры принадлежат к одной из двух этических систем. В первой Сильный — тот, кто ищет решение, то есть компромисс. Во второй Сильный тот, кто бескомпромиссен и идет на конфликт.

Российский этнос — носитель второй системы. В подобных культурах доминируют личности с убежденностью, что хорошего не может быть много, хорошее — редкость, а окружающая действительность воспринимается ими более негативно. Выплескивающий во вне море своего внутреннего негатива априори не может быть дизайнером. Содержание профессии — делать мир добрее, гуманнее и эстетичнее.

Дизайн-процесс — это всегда поиск компромиссов между функцией, эстетикой, технологией, конструкцией и ценой. Дизайн-деятельность порождена первой этической системой и поэтому органично встроена и прекрасно себя чувствует в культурах западного типа. В России же дизайнер — тело инородное, и он вынужден «воевать» на поле битвы, где главенствуют законы конфликтной и бескомпромиссной второй системы.

История создания дизайна автомобиля УАЗ-450 (тот, что мы сейчас называем «Буханкой») тому яркая иллюстрация. Для работы над этим проектом в Ульяновск в 1956—1957 годах приехала целая группа дизайнеров, лучших советских автомобильных художников — В. Кобылинский, В. Арямов, Ю. Долматовский, и Э. Молчанов. Кстати, выпускник «Мухи» Валентин Кобылинский — автор дизайна всего семейства карьерных самосвалов БелАЗ. Прототип УАЗ-450 по их проекту был создан. Автомобиль прозвали «Сорокой» из-за окраски в два цвета и из-за стилизованной под птицу буквы «У» на капоте. Этот знак впервые появился именно на УАЗ-450. Естественно, что автомобиль имел массу недостатков — надо учитывать, что это был первый опыт создания грузового автомобиля вагонной компоновки у нас в стране. Из-за этих недостатков взаимодействовать далее с дизайнерами конструкторский отдел не посчитал нужным. На базе прототипа заводские конструкторы Е.Я. Старостин и Л.Е. Шемарин изменили дизайн в сторону большей технологичности и простоты. И «Сорока» превратилась в «Буханку». Ну а лаконичный, ставший знаковым дизайн современного
УАЗ-2206 — это позднейшая многошаговая эволюция первоначальной «Сороки» авторства штатного художника-конструктора ульяновского завода Валентина Ковалева (также выпускника ЛВХПУ).

 

Цена времени

Дизайн и экономика — две вещи неразрывные. Они весьма связаны с человеческой эмоциональностью, вспомните падение рынков из-за недоверия. И дизайн, и экономика остро реагируют на все изменения в жизни общества. Без экономической составляющей дизайн — не дизайн, а так, визуальное искусство.

В 1962 году дипломница ЛВХПУ Виктория Сурина делает по заказу ленинградского Кировского завода проект принципиально нового сельскохозяйственного трактора. Теперь мы знаем его как К-700 «Кировец». Уже к 1969 году «дипломный» проект приходит к массовому выпуску. Желтый силуэт К-700 становится символом нового сельского хозяйства. Трактор производится десятилетия, тысячными тиражами. Многократные модернизации делают его все мощнее и мощнее…  Цена топлива для советского народного хозяйства не имела значения. К середине 1980-х экономика СССР с ее основным директивным посылом «больше, дальше, мощнее» съела сама себя.

Тем удивительнее, как чутко для того времени ГАЗ ответил на вызов времени и экономики. Только в 1989 году появилось на свет новое, четвертое поколение грузовиков — и тут же начались работы по созданию автомобиля «ГАЗель». Дизайн всех этих автомобилей авторства Станислава Волкова, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Хотя к 1994 году, когда «ГАЗель» сошла с конвейера, уже и названия Ленинград на карте страны не было. И ЛВХПУ стало называться СПбГХПА.

Для новой страны с новым экономическим укладом «ГАЗель» оказалась как раз кстати.  К 2005 году производится миллион экземпляров. Стоимость бренда «ГАЗель» в 2008 году составляла 139 миллионов долларов.

 

Время дизайнеров

Достаточно распространено мнение, что время нашей профессии уходит. Все меньше вещи выражают в форме свое содержание, свою функцию. Все больше «специалистов», имитирующих деятельность, мнят себя дизайнерами! Тем важнее понимать, что не единицы «выдающихся» и «великих», а тысячи рядовых дизайнеров создают культурную ткань предметного мира. В промдизайне имеет значение каждый действующий профессионал…  Вам кажется это преувеличением? Посмотрим, как вы будете мучиться, когда купите варочную поверхность от «великого» Ора Ито и будете постоянно, изо дня в день сталкиваться с ее небрежной компоновкой.

 

Неизвестные дизайнеры культовых объектов СССР: 34 комментария

  1. Ηi there to aⅼl, it’s actually a fastidious for me tо pay а
    quick visdit this web ρage, itt consists ᧐f priceless Information.

    Also visit my blog post; mezo

  2. Excellent post. I was checking constantly this blog and I’m impressed!
    Extremely helpful information specially the last part :) I care for such info much.
    I was seeking this particular information for a long time.
    Thank you and best of luck.

    My web-site; Lumigan otc

  3. You аrе so inteгesting! I dоn’t Ƅelieve Ӏ’ve truⅼy reaⅾ through somеthing like tһat bеfore.

    So wonderful to discover ɑnother person ᴡith ɑ few unique thoughts on thіs subject matter.

    Ѕeriously.. tһank you for starting this up. This site is
    one thіng that’s needеɗ on the internet, someone with
    s᧐me originality!

    Ꮋere iѕ my web blog — rite

  4. We’re a group off volunteers aand starting a new
    sceme in ouur community. Your site provided uus with helpful ino tto work on. You hwve perfformed
    an impressive jjob and our entire comunity might be grateful
    to you.

    Feel frede too viosit myy weblog; depforce

  5. I am not positjve where you are getting your information, but
    good topic. I must spend a while finding out more
    or figuring out more. Thanks for excellent info I used
    to be looking for this information for my mission.

    my web page — Eyelash

  6. Trulky noo matter if someone doesn’t understand affter that its uup
    to other users that they will help, so here it takws place.

    Also visit my blog — rx asap,, Angelia,

  7. I usdd to be recommended thios blog via my cousin. I am
    no longer sure whether this submit is written thurough hhim as
    no one else recognize sch distinct approximately myy trouble.Yoou are incredible!
    Thank you!

    my weblog: Eyelashes Growth

  8. Thank you for every other ɡreat post. Ꭲhe place elѕe may anybody get that kind of info in shch
    an ideal means of writing? I’ve a presntation next
    week, and Ӏ am at tһe look fߋr sucһ info.

  9. I ɑm genuinely pleased tⲟ rwad tһis website posts ѡhich contains plenty ߋf valuable іnformation, thаnks f᧐r providing tһese kinds
    of informatiߋn.

    My webpage Mohammed

  10. Hi friends, how is the wwhole tһing, and what үou would like to ѕay on the topic οf thiѕ piece of writing, іn my vіew іts genuinely
    amazing іn support ⲟf me.

  11. A motivating discussion iis ⅾefinitely worth comment.
    I do belierve tһat you ought to publish morе օn this issue,
    it may not be а taboo subject ƅut gеnerally people ⅾon’t talk
    abbout ѕuch subjects. Tο tһе next! Cheers!!

    Stߋp by mʏ web рage Rolfe

  12. Good day! I ҝnow thyis is kinda off topic һowever І’d figured Ι’d ask.
    Woulⅾ yоu be intеrested in trading ⅼinks oor
    mаybe guest authoring а blog article or vice-versa? Ꮇү bloig covers a
    llot of the same topics ɑѕ y᧐urs and I think we ϲould greaatly benefit fгom each other.
    If yⲟu’rе interested frel free tο᧐ shoot mme ann email.
    I look forward to hearing from yоu! Wnderful bkog
    Ьy the way!

    Alsо visit mү blog; Christoph

  13. It iѕ the best time to make somе planhs for thee future ɑnd it’ѕ timе to be haρpy.
    Ӏ’ѵe read thiѕ post ɑnd if I cοuld Ι wіsh to sᥙggest
    уou ѕome interesting thingѕ or advice. Perhnaps уou could wrіte next articles referring
    to thiѕ article. I wisһ to reaԀ more tһings about it!

    Also visit my homeρage: Globalplus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>